Братья в черкесках

В течение пяти дней участники фестиваля документального кино и телевизионных авторских программ Северного Кавказа смотрели и обсуждали работы коллег, дискутировали и встречались со зрителями. Главный вопрос: как возродить в новом качестве институт куначества, без которого на Кавказе невозможно выжить?

Чтоб не пропасть поодиночке

Когда говорят о кавказских обычаях, всегда вспоминают о гостеприимстве. «Кунаки» в переводе на русский язык означает «гости», а куначество — гостеприимство. Вот почему именно так назвали творческий форум, родившийся восемь лет назад в Лазаревском районе Сочи с его уникальным Центром национальных культур, ставшим главной фестивальной площадкой.

Здесь все до сих пор держится исключительно на энтузиазме подвижников, и прежде всего его бессменного президента Сулиеты Кусовой-Чухо. Сама она адыгейка, шапсуженка, муж осетин, долго жила и работала в Кабардино-Балкарии, а переехав в Москву создала и возглавила Центр этнопроблематики в СМИ и межконфенссиональных исследований при Союзе Журналистов России.

- «Кунаки» объединили тех, кто живет проблемами современной России, — говорит она. — И не важно, какой ты национальности. Важно взяться за руки и вместе решать эти проблемы. Все, кто встречается на этом фестивале, языком документального кино пытаются достучаться до зрителей, прежде всего молодежи.

В прошлом году «Кунаки» собирались в Черкесске, а в этом, приняв приглашение президента Абхазии Рауля Хаджимбы, отправились в Сухум.

- В нашем народе, как и везде на Кавказе, сильны традиции куначества, поэтому мы всегда рады гостям, — говорит глава республики. — Тем более что мы считаем себя частью русского мира, который держится на общей культуре. Вот почему для наших жителей так важны встречи с теми, кто снимает кино о настоящих, а не о придуманных героях.

Из почти 150 работ, присланных на конкурс, жюри под председательством члена Экспертного совета по неигровому кино Евгения Голынкина отобрало 32 фильма, которые оценивались по пяти номинациям: «Семья и общество», «Культура и искусство», «Дружба и добрососедство», «Вера и надежда» и «Былое и грядущее». 40 картин демонстрировались в рамках внеконкурсной программы, причем большинство из них впоследствии будут показаны по каналам местного ТВ.

Открылся фестиваль в Сухумской государственной филармонии презентацией фильма абхазского режиссера Мадины Аргун «Воины в черкесках». Шесть историй об абхазах-воинах, прославившихся своими подвигами в Первой мировой и Великой Отечественной войнах, а также в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов.

- Каждый народ на Кавказе имеет легендарных героев. Они есть и у абхазского народа. Это фильм не о войне, а о том, как сражались герои, — сказала Мадина Аргун.

Кавказский след

«Кунаки» являются единственным в своем роде фестивалем на Юге России, который представляет площадку для общения не только региональным производителям документального кино, но и режиссерам и авторам из других регионов страны и ближнего зарубежья. Главной темой дискуссий для всех остается Кавказ с его многообразием культур и народов.

В государственном историческом музее прошел круглый стол на тему «Кавказцы в Первой мировой войне. «Дикая дивизия» как уникальный исторический опыт». Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева назвала период Первой мировой войны мощным ресурсом национального единства. Кавказская туземная конная дивизия — кавалерийская дивизия, одна из частей Русской императорской армии, сформированная 23 августа 1914 года, на 90 процентов состояла из добровольцев-мусульман — уроженцев Северного и Южного Кавказа, которые по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу. Однако горцы, желавшие добровольно вступить в ряды русской армии, зачислялись в созданную в самом начале войны Кавказскую туземную конную дивизию, более известную в истории под наименованием «Дикая». За время ее существования не было ни одного случая дезертирства, а желающих служить в ней было больше, чем квот. Семь тысяч горцев в составе этой дивизии защищали Россию.

По словам абхазского историка Руслана Гуажбы, в Абхазской сотне — одной из четырех частей Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии — было до 500 абхазских всадников, и они считались одними из лучших воинов.

- Это уникальный пример единения и братства народа, поскольку силой кавказца ничего не заставишь сделать, а тут они проявляли чудеса героизма, — рассказал Руслан Гуажба и привел множество примеров в подтверждение своих слов. Геннадий Аламия, член оргкомитета фестиваля из Абхазии, говорил об уникальности явления, когда потомки людей, сражавшихся против Российской империи в годы Кавказской войны, в Первую мировую шли эту же империю защищать.

Киновед и режиссер из Владикавказа Индира Черджиева поделилась воспоминаниями о своем деде, который прошел две войны — Первую мировую и Великую Отечественную — и показала его фотографию, снятую в Варшаве в 1915 году, на которой он вместе со своим братом позируют в черкесках и на конях. — Наши предки были настоящими мощными личностями, любившими свое Отечество, — сказала Черджиева.

Наш Лермонтов

Еще одна дискуссия на тему «Лермонтовский Кавказ в кинематографе» прошла в музее-даче Сталина на озере Рица с участием члена Общественной палаты РФ, президента всемирной ассоциации «Лермонтовское наследие» и полного тезки поэта.
По словам Михаила Юрьевича, фестиваль «Кунаки» соединяет русский мир на Кавказе:

- Это очень важная миссия, задача которой — помочь вернуть самим себе наши ценности, — говорил он. — Нас всех объединяет русский язык. В каждом доме есть томик Лермонтова. В этом я убедился на молодежном форуме, проходившем в Пятигорске. Кровавую битву народов Лермонтов так описал, что на глазах кавказских мальчиков и девочек были слезы. Вот это и есть наш культурный код, тот резонанс, который помогает молодому человеку осознать ценность бытия. На той же Украине все последние 20 лет этот культурный код целенаправленно разрушался, что привело к трагедии. Когда с обеих сторон воюют люди, говорящие на русском, мы понимаем, что кроме языка, есть еще очень важные скрепы. Только вернув человеку его национальную идентичность и обогатив его культурой своего народа, можно говорить о жизнеспособности страны.

В документальной мозаике «Кунаков» переплелись эпохи, языки, традиции, религии. Жюри отметило лучшие работы, кроме того, были вручены специальные призы, учрежденные в том числе и «Российской газетой». «За уникальность проекта и подвижничество в его воплощении» мы отметили две ленты. Одна из них под названием «Друзья Кончезерского храма» (Петрозаводск, телеканал «Ника плюс», режиссер Светлана Пушкина, продюсер Олег Иванов) рассказывает о том, как в Карелии, в 50 километрах от Петрозаводска, в селе Кончезеро всем миром и только на частные средства возрождается храм, освященный в 1866 году.

Подобный достойный пример для подражания демонстрирует лента башкирских авторов «Торнакай» (Уфа, телеканал «Тамыр», режиссер Ляйсан Султангулова). Тележурналисты провели благотворительную акцию, где в роли ведущих 17 программ выступили дети с ограниченными возможностями здоровья.
«За оптимистичность и историческую объективность» отмечен фильм Аси Юсуповой из Чечни «Годы в поисках корней». Драматические событие более чем полувековой давности разделили мать и дочь. В фильме — история героини, которая прожила 60 лет, не зная, кто она и откуда. Матери так и не суждено было вновь встретиться с дочерью, однако она все же обрела свои корни. Такие же щемящие душу ленты, созданные кинодокументалистами из Чечни, мы видели и на прошлых фестивалях. Честно рассказывая о трагедии своего народа, их авторы вместе со своими героями с оптимизмом смотрят в будущее. Как было отмечено, руководство республики, поддерживая подобные проекты, формирует мировоззрение чеченского общества.

В Сухум представители ЧР прибыли с подарками, которые вручили авторам понравившихся фильмов (ими оказались ленты из Белоруссии и Армении) и президенту Абхазии. Воспитанники художественной школы Грозного передали сухумским сверстникам свои рисунки, выставка которых откроется в ближайшие дни.

Среди отмеченных работ — картина «Беслан. Память» режиссера Вадима Цаликова, «Сны с того берега» ( Ижевск, Анатолий Добряков), «Эдуард Казарян: чудоворец» армянского режиссера Айка Ордяна, кинолента молодого автора из Абхазии Амры Начкебиа «Абер», «Затерявшиеся в полях» московского режиссера Екатерины Головня. Кинорежиссер и драматург Мурат Джусоев также получил приз от Конгресса народов Кавказа за новый игровой фильм «Рудник», премьера которого прошла в рамках фестиваля .

(«Российская газета», ноябрь 2014 г.)

Смотрите также...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>