Для кунаков — лучшее

В Год Кино в СКФО пройдёт Х Северокавказский открытый фестиваль кино и телевидения «Кунаки». Его директор, российский документалист Ильяс Богатырёв, о депортации кавказских народов, пленниках чеченской войны и тонкостях документального кино.

IBH2

- В середине 1990-х Вы работали специальным корреспондентом программы «Взгляд» на ОРТ (1 Канал). Как изменилось с того времени отношение к нашему региону?

- Конец ХХ века для нашей страны был очень драматичным периодом. А в истории Кавказа эти годы связаны с трагическими страницами гражданских и межнациональных конфликтов. Регион чувствителен к любым переменам во все века. Кавказ всегда интересен, во-первых, яркими типажами и характерами, во-вторых, неописуемыми красотами природы, в-третьих, чрезвычайно богатой историей, поскольку регион тысячелетиями впитывал в себя культурное разнообразие всего евразийского континента. «Бородачи с автоматами и кинжалами» это всего лишь медийный образ, созданный в те же 90-е и нулевые. Для чего и с какой целью, это отдельный разговор. А вообще, Кавказ не болеет какой-то своей особенной, отличной от общероссийских, болезнью. В силу своей традиционности и менталитета кавказское общество острее реагирует на ошибки властей и несправедливость социально-экономического устройства. Со временем, конечно же, всё меняется. Жаль только, что в данном случае меняется только тогда, когда политическое руководство страны даёт указание изменить тон в отношении Кавказа. Совсем недавно чуть ли не во всех проблемах страны были виноваты выходцы из Кавказа. Представители кавказских народов, которые все вместе составляют всего 2% населения РФ, оказались причиной всех бед…

- Вы были в плену во время чеченской войны. Личные переживания, боль, страх, неизвестность. Об этом вы рассказали в своей книге…

- Война есть война. В Приднестровье и Чечне, в Абхазии и на Украине — лицо её одинаково уродливо. Книгу я начал писать вскоре после освобождения, однако не смог дописать и забросил: не захотел ковыряться в ещё не заживших ранах. Спустя годы вернулся к рукописи и завершил. Книгу издали год назад, и признаюсь, мне стало легче.

- На «Евровидении-2016» лучшей признали песню «1944» о выселении крымских татар. Для всех народов, переживших подобную трагедию, это болезненная тема. До сих пор не озвученная в полный голос. В том числе, в кино…

- О трагедии депортированных народов у нас мало кто знает. И эти немногие – те, кто сам её пережил и их потомки. Попытки рассказать об этом в полном объёме пока не удаются. Фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар — под запретом. Другой художественный фильм о депортации чеченцев и о сожженном ауле «Хайбах» не рекомендован к показу. Несколько лет назад мой документальный фильм «Суфьян» о судьбе пережившей выселение женщине, получил первую премию Национального фестиваля «Страна». Но этого слишком мало.

- Есть люди, которые считают, что депортации были «справедливыми»…

- Мой дед был призван в Великую Отечественную в 1942 году и пропал без вести. Один из его братьев погиб под Сталинградом, другой умер от ран уже после войны. Моя бабушка вместе со своим карачаево-балкарским народом в 1943-м была выслана в Киргизию с тремя детьми на руках. Выжил из них только мой отец. Он всю жизнь мечтал увидеть хотя бы маленькую фотокарточку своего отца, который покоится в безымянной могиле. За что пострадала моя бабушка, как и тысячи стариков, женщин, детей? Вместе с партнёрами нашего фестиваля – Российским конгрессом народов Кавказа мы призываем ввести административное или уголовное наказание за оправдание депортации.

- На Северном Кавказе когда-то была своя студия кинохроники, активно развивался жанр документального кино. А сейчас?

- Киноотрасль в регионе в полном упадке. Северокавказская студия кинохроники, писавшая кинолетопись многие десятилетия, закрылась. В последние годы были попытки возродить её, но, увы, тщетно. Студия открылась в 1945 году, когда, казалось бы, совсем не до кино было. Советские идеологи хорошо понимали значение экранного искусства и не жалели средств для него. Сейчас Северный Кавказ лишён кинохроникера. Этот пробел не может остаться незамеченным будущими поколениями. Вдвойне обидно, что мы пропускаем крайне важный исторический период для такого сложного российского региона как Северный Кавказ. Профессиональные документальные кинохроники — это живой экранный слепок времени и людей. Не только наблюдение камеры. Это рассказ о людях, их заботах и надеждах, быте, насущных мелочах, обычаях и традициях. Настоящее документальное кино — это всегда и везде кинолетопись человечества. Оно ценно живыми, реальными историями. Не игрой актеров, не крутостью спецэффектов, а настоящими людьми с на- стоящими переживаниями. Документальное кино способно вызвать большее волнение и сопереживание, чем игровое, потому что зритель понимает — это по-настоящему. Вы можете прочитать захватывающее художественное произведение, а можете в вагоне поезда послушать историю попутчика, которая западет в душу на всю жизнь… Для создания таких фильмов нужны не только средства, но и хорошо подготовленные профессионалы. На фестивале мы таких и поддерживаем.

- «Кунаки» собирают документалистов и телевизионщиков из разных регионов России и из разных стран…

- Фестиваль остаётся приверженцем идеологии интернационализма. Его работа направлена на то, чтобы сохранить единое духовное и культурно-историческое пространство России, утвердить духовные ориентиры, объединяющие многонациональный народ РФ, развить творческие и дружеские связи между народами. Мы стремимся приобщить местную аудиторию к добротному документальному кино, привлечь внимание коллег к работам конкурсантов. В идеале хотелось бы, чтобы треть авторов была с Северного Кавказа. Планируем организовать совместные проекты, например, с мастерами из Екатеринбурга и режиссерами из Махачкалы или Ставрополя. Своего рода «обменные съёмки» в разных регионах. Это полезно в профессиональном плане, и познавательно в личном.

- Что для вас сегодня значит понятие «кунаки»?

- Для меня смысл остаётся неизменным с детства: кунаку — почёт и уважение. Для него всё самое лучшее. Правда в Москве, когда, например, предлагаешь гостю пройти во главу стола, как меня учили в детстве, не понимают. Обычаи и традиции это не что-то данное раз и навсегда, они меняются, трансформируются. Тем не менее, кавказцам, не только коренным горцам присуще уважение к гостю, добрососедские отношения, щедрость души.

Подготовила Елена Евдокимова

   http://www.stav.aif.ru/society/person/kavkazskie_hroniki_rezhisser_o_deportacii_narodov_i_dokumentalnom_kino     

Смотрите также...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>