До свидания, «Кунаки»!

С наградами, дипломами и самой большой статуэткой «Кунак» — символом фестиваля, вернулась делегация Карачаево-Черкесии из Лазаревского района Сочи, где с 1 по 5 ноября принимала участие в VI Фестивале документального кино и телевизионных авторских программ Северного Кавказа «Кунаки». Документальный фильм «Бесленей — право на жизнь» (режиссер Вячеслав Давыдов, г. Москва) никого не оставив равнодушным, стал одним из двух фильмов, разделивших первую премию. Нашей второй победой стал Диплом победителя в номинации «Значимость выбранной темы» за картину «Дороги судьбы. Баяутские выселки» (автор-журналист ГТРК «Карачаево-Черкесия» Мадина Батчаева).

Лазаревский центр национальных культур встретил кунаков раздольным наигрышем пьесы «Русское гулянье» в исполнении народного оркестра «Русский сувенир». Здесь же в просторном зале гармонично разместились экспонаты необычной выставки — авторские костюмы и предметы декоративно-прикладного искусства уникальной коллекции известного конструктора-модельера Юрия Сташа «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру».

kunn 4

И в этой теплой атмосфере участники фестиваля знакомились друг с другом, с радостью узнавали старых друзей! А когда началась торжественная часть, кунаков приветствовали: глава Лазаревской администрации Сергей Полянский, представитель губернатора края Александра Ткаченко Валерий Островский, представители Министерства культуры Краснодарского края — начальник Департамента культуры Татьяна Арташевич, представитель отдела кинематографии Краснодарского края, президент фестиваля, директор Центра этно-конфессиональных проблем Сулиэта Кусова, один из активнейших организаторов — продюсер фестиваля Владимир Есипенко. В адрес участников фестиваля поступили приветственные телеграммы председателя комитета ГД РФ по делам национальностей Гаджимета Сафаргалиева, председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, от председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова.

И вот приветствия озвучены, приоритеты, в том числе со слов Президента России В. Путина, в числе которых единство народов, укрепление межэтнических отношений, межнационального согласия — расставлены. Началась работа.

kunn 5

Шеф-редактор отдела публицистики студии ТВ ГТРК «Карачаево-Черкесия» Светлана Шендрик, главный редактор газеты «Черкес Хэку» Увжуко Тхагапсов, я, главный редактор газеты «День республики» Валентина Васильева и оператор ВГТРК «КЧР» Станислав Алтухов в числе более 70 тележурналистов и кинодокументалистов, представителей СМИ из всех республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и Адыгеи, а также Абхазии, Белоруссии и Украины пять дней в плотном режиме программы фестиваля в здравницах, школах, клубах и домах культуры Сочинского курорта знакомились с фильмами и авторскими картинами конкурсной и внеконкурсной частей, встречались с авторами, обсуждали сюжетные линии.

Побывали мы и в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где состоялась встреча участников фестиваля с благочинным Лазаревского церковного округа РПЦ протоиереем, отцом Дмитрием (Поваляевым), священником армянской апостольской церкви г. Краснодара (поселок Пашковский), тер Даниилом (Кукуяном). Тема встречи «Дорога к храму» не ограничила круг вопросов и размышлений, волнующих собравшихся в музее старинных икон кунаков.

«Не оружие, а культура спасает народ. Нам важно шаг за шагом изучать свою культуру. Сила России в её многоцветии, многообразии, в многоликости и многонациональности. Мы рождены в стране Россия», — неоднократно звучали слова из уст как священнослужителей, так и аудитории, представленной разнонациональным составом кунаков.

«Здесь, на Кавказе, одно слово может решить исход десятилетней войны, один выстрел — породить новую…», — делились мыслями, о силе воздействия СМИ и кинематографа участники встречи.

Председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа Али Тоторкулов дал высокую оценку как состоявшейся дискуссии, так и задачам фестиваля. «Сейчас на Кавказе много проблем. И силу кино невозможно переоценить. Фильмы, которые были представлены в рамках фестиваля, должны чаще появляться на центральных телеканалах. Нам нужны хорошие, правильные фильмы, хорошие программы, статьи в СМИ. Только таким образом мы сможем повернуть мир к лучшему».

Новый день позвал нас в дорогу. Выезд на фестивальные площадки, очередные просмотры фильмов, новые эмоции и впечатления, а в завершение — экскурсия на объект олимпийского экскурсионного показа «Чайные домики» в микрорайоне Уч-Дере. Дорожный серпантин увлекает вглубь леса, большой автобус едва вписывается в крутые виражи поворотов, узкая одноколейка вызывает опасения. Пережитое стоит того — в украшенной резьбой деревянной просторной гостевой избе издалека слышна гармонь, звучат русские народные песни, клубится дым над старинными самоварами, на столах мед, варенье, орехи… Здесь же музей, где все экспонаты от деревянной ложки до кровати расписаны под хохлому. Хорошо! Интересно! И иностранцам-олимпийцам думаю, тоже здесь понравится.

В преддверии Дня народного единства в промежутках между просмотрами конкурсных фильмов мы побывали на этнографическом празднике «Свадьба в шапсугском ауле» в ауле Большой Кичмай, где узнали много интересного о заботах тамады, научились понимать жесты флага тамады, а некоторые даже станцевали зажигательную лезгинку.

kunn 3

Особые впечатления поризвело посещение гостевого дома-музея Айсы Ачмизова — энтузиаста, силами которого не только создана интереснейшая экспозиция, восстановлены утраченные народные традиции, но и разработаны новые туристические маршруты. Его по праву считают основоположником этнотуризма в Краснодарском крае и не только. Когда Айса Юнусович начинает рассказывать о предметах собранной им экспозиции, захватывает дух. Оказывается, у черкесов всё необходимое, как у воина, находилось на поясе, прикрытом сверху украшениями. В частности, по узорам, выгравированным на конце длинного пояса (тавро), можно было определить, к какому роду относится джигит, и в случае тяжелого ранения или гибели доставить его к родным. Ачмизов искренне гордится своим родом и с большим удовольствием показал ветвистое генеалогическое древо, практически в натуральную величину, разместившееся на одной из внутренних стен дома. С энтузиазмом поведал о свадебных обычаях и атрибутах своего народа. Более того, он щедро по делился секретами правильного чаепития, с удовольствием отвечал на любые вопросы экскурсантов. Далее наш путь лежал по экскурсионному маршруту, организованному, обустроенному и названному Ачмизовым «Долина легенд и водопадов». Он включает в себя посещение 33 водопадов и чайной плантации.

kunn 1

В День народного единства в Лазаревском центре национальных культур состоялся праздничный гала-концерт. В переполненном концертном зале зрители с упоением подхватывали знакомые песни, с удовольствием смотрели танцы народов России. В этот же день были подведены итоги фестивального конкурса. Члены жюри, в состав которого вошли известные деятели культуры и искусства Юга России, в течение четырех дней просмотревшие несколько десятков конкурсных фильмов, до последнего момента сохраняли интригу. Итак, гран-при фестиваля удостоен фильм «Три дагестанские новеллы на не заданную тему». Получасовой фильм, снятый в режиме реального времени, — миниатюрный слепок обыденной жизни, три коротких эпизода из повседневного бытия дагестанцев.

По словам автора фильма Ильяса Богатырева, победа в фестивале стала для него неожиданностью. «Этот фильм — если не прямой, то косвенный ответ на лозунг “Хватит кормить Кавказ!”. Его героев кормить не надо, они прокормят себя сами. Гран-при фестиваля – признание, знак того, что есть понимание проблемы, а это значит, что вскоре обязательно найдется и решение», — сказал Богатырев.

Первых премий оказалось сразу две. Их присвоили фильму «Бесленей — право на жизнь» и документальной картине Залины Лакаевой из Чечни «Материнское сердце». Обе картины, каждая по-своему, заставили дрогнуть даже самые суровые сердца, вызвали слезы сопереживания и восхищение поступками людей, их самоотверженностью и бесстрашием.

Фильм «Бесленей — право на жизнь» повествует о событиях, происходивших в черкесском ауле Бесленей в 1942 году тогда жители аула, рискуя жизнью, приютили 32 ребенка, вывезенных из блокадного Ленинграда. Эти дети, потеряв своих близких, обрели новых отцов и матерей, обрели новую родину, стали черкесами. У этих теперь уже взрослых людей, две родины, две жизни: до и после Бесленея. Тогда шансы у детей остаться в живых были невелики. Местные жители, чтобы дать ребятам шанс на спасение, решили разобрать детей по семьям. Были приняты меры предосторожности: свидетельства о рождении уничтожили, а в хозяйственной книге сельсовета появились записи о тридцати двух новых бесленеевцах. Марк стал Муссой, Катя — Фатимой, а Виктор — Рамазаном. Все усыновленные дети дожили до Победы. Режиссеру фильма Вячеславу Давыдову удалось с помощью очевидцев восстановить, реконструировать многие исторические события того времени, заставляющие и сегодня тревожно стучать сердца.

Все мы люди, все ходим под небом, — не сдерживая слезы, делилась впечатлениями учительница русского языка Лазаревской школы № 90 Елена Степановна Дубив. — Я благодарна автору за то, что он затронул эту тему, показал, что такое единство, как спасались и спасали несмотря на национальности. Хороший фильм. За душу берет.

Председатель Лазаревского совета ветеранов города Сочи Лидия Павловна Бойко тоже полна эмоций:

- Спасибо за фильм. Неужели должно случиться нечто страшное, чтобы мы объединились? Ведь как трудно и страшно жили, но думали о других, несмотря на опасность.

Таких высказываний было много. Были и те, кто не мог и не хотел ничего говорить — слезы застилали их глаза.

Вторая картина-обладатель первой премии была о матери-чеченке, с риском для жизни спасшей русского офицера, который, будучи с напарником на рынке в момент неожиданного нападения на них боевиков, под шквалом огня, раненный, видя погибшего друга, оставаясь мишенью для стрелявших, обратился к ней со словами: «Спаси, мать!». Теперь, даже спустя пять лет и множество курсов лечения, прикованная к инвалидной коляске, она вспоминает, что двигало ею тогда. Как ринулась к нему, как позже очнулась… Офицер тоже жив… Да, она мать, и только инстинкт двигал ею, матерью троих сыновей, одного из которых она к тому времени уже потеряла…

Эти фильмы не показывают на центральных каналах ТВ. Они почему-то не востребованы ими. Фестиваль же доказал всю духовную мощь таких фильмов, их глубокую направленность и воспитательную значимость. Отрадно, что есть такой фестиваль и что по его окончании все эти фильмы пойдут в прокат в Краснодарском крае.

Вместе с дипломами лауреатов фестиваля их авторы получили премии по 30 тысяч рублей. Всего при финансовой поддержке благотворителя экс-главы Адыгеи Хазрета Совмена было вручено около 20 различных по сумме денежных призов.

Награды «Кунакам» учредило и Министерство культуры Краснодарского края. Валерий Тимощенко (Краснодарская киностудия имени Минервина) снявший фильм «Кронид – сын времени», был удостоен первой премии за лучший сценарий. Вторую премию получила режиссер из Сочи НатэллаСаакова за картину «Абрикосовая свирель». Диплом третьей степени вручен Анастасии Симоновой из города Азова Ростовской области за ленту «Король и капуста».

Информационным спонсором фестиваля выступил Краснодарский филиал «Российской газеты», учредивший также призы в номинации «За гражданскую позицию». Главная награда была вручена отважному военному разведчику, кавалеру трех орденов Мужества, руководителю Ставропольского творческого объединения «Кавказский корпус» Игорю Срибному — за серию фильмов об истории казачества и документальный цикл «По следам генерала Ермолова».

К слову сказать, этот фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Как признался один из участников фестиваля, член жюри фестиваля, заслуженный деятель искусств РФ, известный режисер из г. Майкопа — Касей Хачеголов, фильм вызвал раздражение, даже разозлил, но потом, пообщавшись с автором, пояснившим некоторые моменты документальной картины, они пришли к согласию, обнялись и назвались кунаками.

К великой гордости нашей делегации, самую высокую оценку фестиваля за свою подвижническую деятельность, активную позицию и верность фестивалю получил наш соотечественник Увжуко Тхагапсов. Это его — одного из инициаторов и организаторов фестиваля, бессменного участника всех предыдущих фестивалей — назвали главным, самым большим кунаком, вручив символическую, самую большую из всех, глиняную замысловатую фигуру.

В завершение фестиваля состоялся «круглый стол» на тему «Кавказский дом на перекрестках глобализации. Отражение кавказской проблематики в СМИ». Были подведены итоги фестиваля.

Президент фестиваля, директор Центра этноконфессиональных проблем Сулиета Кусова рассказала, что «Кунаки» — это состоявшийся проект, главной целью которого является «попытка создать информационное пространство, адекватное нынешней ситуации на Юге России и адекватное реальному образу Северного Кавказа, а не тому мифу, что придумали и тиражируют на федеральной площадке. Ведь куначество — один из древних кавказских институтов, позволяющих удержать общество от социального и культурного распада, сформировать круг не кровных связей, не менее крепких и символичных, чем те, которые впитываются с молоком матери и дают человеку почти, что мистическое ощущение своих корней и устойчивой почвы под ногами».

Она напомнила, что на Северном Кавказе люди могли стать кунаками даже при первой же встрече — в горах, где время спрессовано и долгие раздумья непозволительны, ощущение «своего человека» возникало очень быстро. Кунаки становились братьями — по духу; как родные братья, они были готовы разделить друг с другом хлеб, кров, радость, беду и ответственность. Известны случаи, когда в случае смерти одного из кунаков второй всю жизнь содержал его детей, помогая встать им на ноги. Дети кунаков воспитывались, как братья, сохраняя те обязательства дружбы, которые связывали друг с другом их отцов. Куначество — и институт, и дар (ведь умение дружить — это, бесспорно, дар), который передавался по наследству. Даже в третьем поколении семьи, предки которых были кунаками, сохраняли обязательства по отношению друг к другу и поддерживали связи, установленные их дедами и прадедами задолго до их рождения. Такие семьи общались как родственники, обязательно периодически навещая друг друга, вместе участвовали в важнейших обрядах — свадьбах, похоронах, ритуалах, связанных с появлением в семье новорожденного».

Не удивительно, что все участники фестиваля с удовольствием откликались на звание кунак, называли его гордо и звучно, а, разъезжаясь в родные края, знали, что каждый из нас стал богаче на почти 70 друзей-кунаков, готовых понять и принять, а, может, даже и спасти хотя бы от какого-нибудь заблуждения. Ведь даже спор с родственной душой открывает истину.

Валентина ВАСИЛЬЕВА

Смотрите также...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>